В этот раз я читала "Леденцовые туфельки" Джоанн Харрис. На момент выдачи книги я была знакома с этим автором только по "Шоколаду" и, признаться честно, особого восторга не испытывала. "Шоколад" принято считать милой, уютной и жизнеутверждающей книгой, но мне она увиделась довольно депрессивной и бестолковой. "Леденцовые туфельки", которые, кстати, являются продолжением сего чтива, уровень депрессии и бестолковости лишь усугубили. Вот уж не знаю, может это я патологически на стороне Благочестивых, но несчастья главных героинь совершенно не трогали, скорее наоборот хотелось, чтобы это семейство наконец посетила служба опеки в компании восставшего из первой книги Рейно, и сделала что полагается. С кем мы, по сути, имеем в обеих книгах дело? С эдакой бродягой-язычницей, которая приличным людям предпочитает сомнительных личностей вроде речных цыган, живет якобы вне времени и системы, пытается воспитать дочь и постоянно истязает себя темой психологических травм, волей-неволей нанесенных ей ее приемной матерью (которая тоже была такой вот сомнительной дамочкой: колдуньей и, вдобавок, похитительницей детей). В общем, такой вот в книгах протагонист. В качестве антагонистов же вечно выступают люди, так или иначе приближенные к реальности. Священник Рейно в "Шоколаде", Благочестивые в "Туфельках. Ну и, конечно же, аферистка Зози. У этой тоже давно поехала крыша на колдовстве, но, по крайней мере, она не отрицает существования цифровых технологий и способна оказать ребенку психологическую помощь, когда у него начинаются проблемы (а проблем с такой жизнью Анук избежать ну никак не могла, удивительно, что она вообще не тронулась умом с этими заговорами на шоколад, красными саше и прочей эзотерическо-фэнтезийной атрибутикой). Впрочем, суть основной проблемы "Туфелек" сводится к тому, что Вианн резко осознает, что ребенка в таком духе воспитывать нельзя и начинает пытаться стать "как все". Только вот получается у нее не очень, да и дочке она как-то забыла объяснить, зачем это нужно. Или же она и сама толком не поняла. Вообще, меня в этой книге очень напрягла очевидная магия, которой занимаются герои. В первой книге мы имели дело с магическим реализмом, который предполагает наличие ореола тайны, эдакой дымки, которая делает многие вещи неочевидными. В "Шоколаде" мы до последнего не можем с точностью сказать, колдует гг или нет, существуют ведьмы или нет. Впрочем, такого желания и не возникает, присущее героям видение реальности воспринимается как должное. В "Туфельках", увы, магический реализм превратился в городское фэнтези. Пропала дымка, все стало слишком грубо, слишком "в лоб". Хотя кое-что полезное из этой книги извлечь можно. Во-первых, она вдохновляет учиться готовить всякие сладости. Во-вторых, она учит тому, как важно порой отринуть все страхи, открыто посмотреть на окружающих, убийственно улыбнуться и с уверенностью сказать "я великолепна!". Окружающие люди видят лишь то, что мы позволяем им видеть, говорит нам Дж.Харрис, и в этом я с ней на 100% согласна.
Резюме из всего сказанного сделаю следующее: книга читабельна, но несколько бестолкова. На серьезную литературу не тянет, но и шарахаться от нее как от чего-то низкопробного не стоит. Я бы советовала ее читать в подростковом возрасте. Девушкам 13-16 лет, мне кажется, должно пойти на ура.