Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: барсумская рулетка (список заголовков)
22:53 

"Маленький, большой" Дж. Краули. Рецензия для Барсумской рулетки

...узрел Красу на троне я и взгляд ее в себя вобрал, как вдох случайный.
Сейчас про еще одну книжку буду рассказывать. На этот раз про ту, что выпала мне в Барсумской рулетке.
Итак, Джон Краули и его роман "Маленький, большой". Увы, восторженным отзывом порадовать никого не смогу, книга категорически не пошла. Сражалась с нею два месяца и никак, ну никак не смогла заставить себя прочесть ее до конца. Помню, что взялась за нее с большим энтузиазмом - аннотация обещала увлекательнейшее мистическое путешествие, приправленное аллюзиями на Шекспира и буйством фантазии в духе Кэрролла. Старина Уилли после иняза навеки в моем сердце, Кэрролл тоже не может не обнадеживать, так что чтение "Маленького, большого" я начала, абсолютно готовая погрузиться с головой и не выныривать до последней страницы. И как же мистер Краули жестоко меня обломал. Нет, я не стану говорить, что книга плоха и не заслуживает внимания. Заслуживает, но пойдет не каждому. Лично мне она не понравилась по довольно простой причине: я не прониклась персонажами. Вот ни капельки, ни на секунду. Я по натуре книжный червь. Обожаю литературу и могу продраться через сколь угодно тяжеловесный стиль, выдержать самые изощренные эксперименты с формой и обычно на ура воспринимаю любые авторские причуды, но безликие персонажи - это то, что на раз выводит меня из игры. Чтобы вникать в перипетии судеб персонажей, нужно воспринимать их как личности. Персонажи же этого романа личностями не воспринимаются, они просто... хотела написать "куклы на веревочках", но даже это слишком сильное определение. Они просто никакие. Как чистый лист, по которому автор порой мазнет слегка краской, но цельную картинку создать поленится. У него, кстати, даже был пассаж на тему безликости. Мол, Смоки Барнабл был сер и безлик до встречи с Дейли Элис, но потом они увидели друг друга, и, о магия любви, она СОЗДАЛА его. Вот создала и все, понимай как хочешь. Впрочем, по моему субъективному мнению, ничего она там не создала, ее саму бы кому-нибудь создать не помешало. Например, другому автору :D Ладно, не буду сыпать шишки на г-на Краули. Повторюсь, книга вовсе не плоха, просто на любителя, коим я, как оказалось, не являюсь. Некоторые вот называют Джона Краули непризнанным гением нашей эпохи, да и Урсула Ле Гуин о нем отзывалась положительно. Уж мнению этой-то дамы доверять точно стоит.

@темы: литература, Барсумская рулетка

14:55 

Леденцовые туфельки. Рецензия для Барсумской рулетки.

...узрел Красу на троне я и взгляд ее в себя вобрал, как вдох случайный.
В этот раз я читала "Леденцовые туфельки" Джоанн Харрис. На момент выдачи книги я была знакома с этим автором только по "Шоколаду" и, признаться честно, особого восторга не испытывала. "Шоколад" принято считать милой, уютной и жизнеутверждающей книгой, но мне она увиделась довольно депрессивной и бестолковой. "Леденцовые туфельки", которые, кстати, являются продолжением сего чтива, уровень депрессии и бестолковости лишь усугубили. Вот уж не знаю, может это я патологически на стороне Благочестивых, но несчастья главных героинь совершенно не трогали, скорее наоборот хотелось, чтобы это семейство наконец посетила служба опеки в компании восставшего из первой книги Рейно, и сделала что полагается. С кем мы, по сути, имеем в обеих книгах дело? С эдакой бродягой-язычницей, которая приличным людям предпочитает сомнительных личностей вроде речных цыган, живет якобы вне времени и системы, пытается воспитать дочь и постоянно истязает себя темой психологических травм, волей-неволей нанесенных ей ее приемной матерью (которая тоже была такой вот сомнительной дамочкой: колдуньей и, вдобавок, похитительницей детей). В общем, такой вот в книгах протагонист. В качестве антагонистов же вечно выступают люди, так или иначе приближенные к реальности. Священник Рейно в "Шоколаде", Благочестивые в "Туфельках. Ну и, конечно же, аферистка Зози. У этой тоже давно поехала крыша на колдовстве, но, по крайней мере, она не отрицает существования цифровых технологий и способна оказать ребенку психологическую помощь, когда у него начинаются проблемы (а проблем с такой жизнью Анук избежать ну никак не могла, удивительно, что она вообще не тронулась умом с этими заговорами на шоколад, красными саше и прочей эзотерическо-фэнтезийной атрибутикой). Впрочем, суть основной проблемы "Туфелек" сводится к тому, что Вианн резко осознает, что ребенка в таком духе воспитывать нельзя и начинает пытаться стать "как все". Только вот получается у нее не очень, да и дочке она как-то забыла объяснить, зачем это нужно. Или же она и сама толком не поняла. Вообще, меня в этой книге очень напрягла очевидная магия, которой занимаются герои. В первой книге мы имели дело с магическим реализмом, который предполагает наличие ореола тайны, эдакой дымки, которая делает многие вещи неочевидными. В "Шоколаде" мы до последнего не можем с точностью сказать, колдует гг или нет, существуют ведьмы или нет. Впрочем, такого желания и не возникает, присущее героям видение реальности воспринимается как должное. В "Туфельках", увы, магический реализм превратился в городское фэнтези. Пропала дымка, все стало слишком грубо, слишком "в лоб". Хотя кое-что полезное из этой книги извлечь можно. Во-первых, она вдохновляет учиться готовить всякие сладости. Во-вторых, она учит тому, как важно порой отринуть все страхи, открыто посмотреть на окружающих, убийственно улыбнуться и с уверенностью сказать "я великолепна!". Окружающие люди видят лишь то, что мы позволяем им видеть, говорит нам Дж.Харрис, и в этом я с ней на 100% согласна.
Резюме из всего сказанного сделаю следующее: книга читабельна, но несколько бестолкова. На серьезную литературу не тянет, но и шарахаться от нее как от чего-то низкопробного не стоит. Я бы советовала ее читать в подростковом возрасте. Девушкам 13-16 лет, мне кажется, должно пойти на ура.

@темы: литература, Барсумская рулетка

14:16 

"Пещера", Марина и Сергей Дяченко (рецензия для Барсумской рулетки)

...узрел Красу на троне я и взгляд ее в себя вобрал, как вдох случайный.
Какую книженцию я тут на досуге прочла! На этот раз мне выпала в Барсумской рулетке "Пещера" Дяченко. Кое-что у этих авторов я уже читала, выверты сознания в той же Vita Nostra, помнится, очень радовали. Но это! Это еще лучше! Супруги Дяченко вновь обнажают потаенные глубины человеческой души, исследуют возможности сознания, и излагают суть на нерве столь высокого порядка, что книга берет за горло с первых страниц и не отпускает до самого последнего слова самой последней строки. Я не буду говорить о сюжете, такие книги читают ради подтекста, ради удовольствия рефлексии, ради самоанализа, и данная конкретная книга предлагает читателю проанализировать себя на предмет... хищности. А люди ведь все в той или иной мере хищники, и я сейчас отнюдь не о вопросах вегетарианства. Непреложными в жизни являются только три закона: закон джунглей, закон рынка и закон бумеранга; и в таких условиях на вершине всегда окажется хищник: быстрый, опасный, искусный в маскировке. А есть и люди травоядные (опять же, я про внутреннюю суть, а не пристрастия в еде), и им на вершину не взобраться никак - съедят более хищные особи, а если и не съедят, то истреплют все нервы. Но к счастью для всех, путь к успеху и признанию травоядных обычно и не заботит, у них совсем другая жизненная установка.
В романе "Пещера" мы наблюдаем и тех, и других, и для меня, как для гуманитария с аналитическим складом ума, копаться в тонкостях человеческого поведения и мышления было истинным удовольствием. Главных героев двое: театральный режиссер - человек жесткий и бесконечно талантливый, хищник как он есть; и молодая телевизионная ассистентка - непутевая, светлая, мечтательная, травоядная овечка, которую хочется приголубить. Или же прибить нафиг, если вы сами по натуре - ярко выраженный хищник :D Дальше, по идее, должен последовать глубокий литературный анализ, затрагивающий темы судьбы, ответственности, совести, доверия и самоутверждения, но растекаться простыней как-то не хочется, да и не нужен этой книге никакой сторонний комментарий. Марина и Сергей Дяченко уже сказали все сами, и сказали предельно четко. Настолько, что во время чтения "Пещеры" у меня порой замирало сердце. Особенно в конце, где герои, измученные и почти что сломанные (почти что, но не до конца!), запираются в телерубке и пускают-таки в эфир поставленный Ковичем спектакль. Сильный, напряженный момент, заставляющий кусать губы и залпом проглатывать строчки. А потом наступает настоящий конец, уже в Пещере, ведь "все мы под Пещерой ходим". И я знала, что за конец это будет, чувствовала его еще в начале книге, ведь только такой конец здесь и может быть уместен. И все равно, напряжение не отпускало. Как я уже говорила, эта книга берет за горло, и единственный способ избавиться от стальной хватки - целиком и полностью пропустить текст через себя.
Сумбурная получилась рецензия, но оно и к лучшему. Упрощать такие книги, как "Пещера", сводить к примитивному пересказу - преступление. Такие книги надо читать, о таких книгах надо думать, о таких книгах надо говорить, но говорить в диалоге.
Спасибо Барсумской рулетке и, конечно же, Tatsunami, чей литературный вкус обеспечил мне увлекательнейшие часы.

@темы: Барсумская рулетка, литература

08:46 

"Разрозненные страницы" Р. Зеленой. Рецензия для Барсумской рулетки.

...узрел Красу на троне я и взгляд ее в себя вобрал, как вдох случайный.
Это очень бестолковый отзыв, поскольку о моей декабрьской книге мне сказать практически нечего. В этот раз мне попались "Разрозненные страницы" Рины Зеленой. Книга сама по себе хороша, этого нельзя отрицать, только вот не люблю я биографии и автобиографии. Интерес к подобной литературе возникает только в том случае, если есть исследовательская обусловленность. Биографию Врубеля, помнится, когда-то проглотила быстро - нужно было для курсовой. А вот к жизнеописанию Зеленой каждый раз возвращалась через силу и вечно отвлекалась на другие книги - просто не мое это. А так, "Разрозненные страницы" читаются легко, да и стиль у автора небезынтересный. С легким сердцем посоветую тем, кому любопытна атмосфера русской актерской тусовки двадцатого века в целом и персона Рины Зеленой в частности.

Чтением этой книги я обязана Далиа и сообществу Барсумская Рулетка.

@темы: литература, Барсумская рулетка

02:44 

Питер Хёг, "Тишина". Рецензия для Барсумской рулетки.

...узрел Красу на троне я и взгляд ее в себя вобрал, как вдох случайный.
Долго тянула с этим делом, но обязательства нужно выполнять, так что эта запись посвящена невероятно стремной книжке, которую я не рискнула бы советовать всем и каждому. Специфическая литература. Чертовски скандинавская.
Итак, "Тишина" Питера Хёга. При слове "тишина" мне с некоторых пор неизменно представляются инопланетяне при галстуке (да-да, "Доктор Кто" - трава навязчивая :D), но вообще-то книга о серьезном. Ну или пытается говорить о серьезном, да только диалог у нас с ней не особо клеился.
В общем, роман рассказывает о цирковом артисте Каспере Кроне - талантливом человеке, который мог бы быть счастлив и беззаботен, если бы его не съедало типичнейшее, граничащее с неврозом скандинавское чувство одиночества. Каспер Кроне наделен особым мистическим даром, он слышит глубинную суть окружающих его людей. Да и не только людей, а всего окружающего мира. В какой-то мере это его суперспособность, хотя, конечно, это очень грубое определение. Сама идея возможности Слышать очень тонка и изящна, и преподносится она с подкупающей естественностью. Слышать мир для Каспера Кроне - его естественный способ жить. Не столько мистические возможности, сколько своеобразное визионерство, они являются частью его личности. И вот, однажды он встречает девочку, которая звучит как... тишина. Надо ли уточнять, что для человека, который слышит так много и так четко, тишина - сущая благодать. И все бы хорошо, но девочку похитили и держат взаперти какие-то таинственные опасные люди, а сам Каспер имеет большие проблемы с законом и вот-вот должен лететь в Испанию, чтобы предстать перед судом. На все про все - расследование, спасательную миссию, эпичные драки, безжалостные перестрелки и прочие атрибуты остросюжетных детективов - чуть меньше суток.
Книга - просто-таки must read для всех любителей скандинавских детективов, но если вы не очень любите подобную литературу или вообще не представляете, что это такое - лучше не браться. Мне очень не хватило в этой книге целостности. Впечатление от нее - несущийся с горы ком фрагментированных образов: цирковая арена, молчаливые хорошо одетые люди, дорогие машины на холодных серых улицах Копенгагена (куда более серых и холодных, чем они есть на самом деле), какие-то невнятные погони, тягучие рефлексии и прочая муть. В какой-то момент я совершенно протеряла нить происходящего. Куда опять понесло гг? Кто эти люди и почему они пытаются его убить? Да и, честно говоря, не люблю я остросюжетные детективы. И скандинавскую литературу не слишком жалую - она до краев наполнена какой-то тягучей серой безнадегой и пассивным ей покорением (хотя как раз такое сейчас, кажется, в моде). Что же до Питера Хёга, то знакомиться с этим автором я бы, пожалуй, посоветовала с его знаменитой "Смиллы". Там и безнадеги экзистенциального толка в меру, и целостность повествования более-менее присутствует. "Тишина" же, на мой вкус, значительно проигрывает.

@темы: литература, Барсумская рулетка

go-getter's diary

главная